Пан Ленинград, я влюбился без памяти
В Ваши стальные глаза... (с)

Всё о Петербурге, которого Вы не знали...

Утраченные памятники гражданской архитектуры 

Большой (Каменный) театр

Этот петербургский театр просуществовал с 1784 по 1886 годы. Большой театр Санкт-Петербурга был первым в городе театральным зданием (кстати, одним из крупнейших в России в 18 веке). Находился он на Театральной площади.

Возводить петербургский Большой театр начали в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Затем Екатерина II поручила его возведение Людвигу Филиппу Тишбейну, немецкому архитектору и театральному декоратору. Он создал новый проект здания. Архитекторами, воплотившими его в жизнь, были Ф. В. фон Баур и М. А. Деденёв.

Открытие Большого театра состоялось в 1783 году (по некоторым сведениям – в 1784 г.).

Это было массивное здание со скромным фасадом, украшенным дорическими пилястрами. Здание имело 16 выходов и 8 крылец. Театр имел 3 яруса, которые вмещали около двух тысяч зрителей.

Вот как Георги описывает здание Большого театра: «Снаружи оный представляет здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора, с её символами, и на щите: „Vigilando quiesco“ (покоясь продолжаю бдение)».

В театре давались оперные и балетные спектакли, проводились концерты, балы и другие увеселительные мероприятия. До открытия в 1832 году Александрийского театра здесь ставились драмматические спектакли.

Александр I решил заново отделать Большой театр, сделать его внешний облик более парадным. И в 1802 году выполнение этих планов было возложено на французского архитектора Тома де Томона. Все работы по реконструкции были завершены в рекордно короткий срок – всего 8 месяцев. За это Тома де Томон получил титул придворного архитектора.

Зодчий пристроил ионический портик с восемью колонными и фронтоном в стиле высокого классицизма со стороны фасада. Но главное – он увеличил объем здания. Большой театр был богато отделан изнутри. По желанию Александра I царскую ложу перенесли из середины зала в первый ряд. Теперь она ничем не отличалась от остальных лож.

Большой Каменный театр стал одним из самых больших в Европе (такого не было даже в Париже), и по праву считался одной из столичных достопримечательностей наряду с Казанским собором и Адмиралтейством. Это грозное массивное здание запечатлено на многих гравюрах и литографиях «пушкинской» эпохи.

В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал известный итальянский композитор Катерино Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло, мечтавший сделать императорский балет лучшим в мире.

С появлением своего театрального дома в России стала формироваться оперная и балетная культура.

Большой театр сгорел в 1811 году. Тома де Томмон, обследуя его в 1812 году после пожара, упал со стены и скончался от полученных травм.

В 1818 году театр восстановили. Теперь это именно тот театр, куда Евгений Онегин мчался из ресторана Талона. Здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Истомина.

Еще одна реконструкция театра состоялась в 1835-1836 годах по проекту архитектора А. Кавоса. Зрительный зал стал еще вместительнее – около трех тысяч зрителей. Было достроено еще два яруса, и в общей сложности их стало пять. В Европе петербургский театр стал считаться образцом театрального здания.

В Большом Каменном театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя» (1836), ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» (1842).

Однако в 1886 году в Большом театре Санкт-Петербурга прошел последний спектакль (опера «Кармен» Ж. Бизе).

В том же 1886 году Большой Каменный театр был закрыт, а его здание отошло Русскому музыкальному обществу. Оно было частично разобрано и перестроено, после чего вошло в новое здание Консерватории.

 << Назад

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz